<< Сергей Бархин

Музыкальный театр имени Станиславского приглашает посетить"Кафе «Сократ»

Новости культуры (TV Культура)

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко приглашает посетить"Кафе «Сократ». Речь, конечно, не о заведении общепита, а новом спектакле, который объединил две одноактные оперы французских композиторов —«Сократа» Эрика Сати и «Бедного матроса» Дариуса Мийо. Создатели постановки уверяют: каждый гость"Кафе «Сократ» непременно ощутит богемную атмосферу Парижа начала прошлого века. Рассказывают «Новости культуры».

Все началось с партитуры довоенного издания, случайно приобретенной Феликсом Коробовым в Триесте. Он сумел убедить коллег в том, что «Сократа» надо поставить как оперу — прежде эта музыка чаще вдохновляла балетмейстеров. В цилиндре с дирижерской палочкой вместо трости в руках Коробов поднимается к оркестру — на малой сцене он расположен над зрителями. Дирижер словно один из персонажей действа в стиле модерн.

«Это две абсолютно разные оперы, диаметрально противоположные, насколько изысканно рафинированный „Сократ“, настолько по-хулигански бесшабашный „Бедный матрос“», — уверен дирижер, музыкальный руководитель постановки Феликс Коробов.

Либретто «Сократа» — это фрагменты из «Диалогов» Платона, где повествуется о последнем дне знаменитого древнегреческого философа, о том, как приговоренный выпил чашу с ядом и скончался. Все партии исполняются женскими голосами. Жанр «Бедного матроса» композитор Дариус Мийо определил как «жестокий романс». Либретто к нему написал Жан Кокто. Четыре классических персонажа-маски — жена, муж, друг мужа, отец жены. Не признав в пришельце долгожданного супруга, жена убивает гостя молотком. Чтобы ограбить его и спасти мужа от долговой ямы. Впрочем, сюжет, музыка и действие в "Кафе «Сократ» практически не связаны друг с другом. Главное здесь — атмосфера Парижа начала прошлого века, где ночи напролет просиживали в кафе, нагромождая фантазию на фантазию, Сати, Кокто, Мийо и их друзья.

«Это атмосфера тех людей, поэтому все рифмуется, все стыкуется, и две настолько противоположные оперы, на мой взгляд, незаметно переходят одна в другую», — считает Феликс Коробов.

Швов не видно во многом благодаря художнику-постановщику Сергею Бархину. Свою работу он назвал приветом Пикассо.

«Нужно было решить, насколько это серьезно, но это не могло быть серьезно. Все это трагическая шутка, как и все, что делал Кокто, и при этом не сюрреалистическая, нужно было решить, как это сделать», — говорит художник-постановщик Сергей Бархин. Цирковая манера показалась Бархину ближе всего к искомому. Сложную задачу поставил перед исполнителями режиссер постановщик Анатолий Ледуховский. «Попытаться подчинить оперу законам драматического театра, когда артист каждую секунду на сцене знает, что он делает», — объясняет он.

Возможно, не всякий зритель догадается, что и зачем делают артисты в этом спектакле, но сочный, изысканный, нетрадиционный вкус французского модерна после посещения"Кафе «Сократ», без сомнения, запомнит каждый.

26.03.2010



Rambler's Top100
www.theatre.ru
На главную