<< Настя Лебедева-Панина

Поющие чайки

Анатолий Ледуховский сочинил спектакль-кабаре “Chaika-Live”

«Российская газета»

История выглядит примечательно. Пять лет назад создатель московского «Модель-театра» Анатолий Ледуховский набрал заочный курс при Ярославском театральном институте. Никто из его студенток не умел тогда петь.
Певица Настя Панина, никогда не бывшая до того педагогом, занялась их вокалом, а Ледуховский придумал маршрут метафизического путешествия сквозь текст романа Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Для тех, кто романа не читал, поначалу реплики покажутся слишком странными, а сюжет слишком темным. Зато читавшие сразу поймут, что речь идет о духовных практиках освобождения сознания и достижения свободы, рассказанных с помощью чайки. Но и для тех и для других сработает энергия песенного слова.
Каждый поворот чайкиного крыла, каждый взмах навстречу свободе Ледуховский снабжает знаменитым европейским шлягером ХХ века. В результате получается экстремальное музыкальное кабаре, завораживающее качеством вокала и необычайной, отчаянной силой.
Сила — плод того экстремального опыта, который пережили шесть актрис, пустившиеся пять лет назад вслед за режиссером в неведомое. Им сопутствовали крики чаек, тексты Чехова («Люди, львы, орлы и куропатки»), Островского («Отчего люди не летают так, как птицы?»), справочников по содержанию птиц в клетках и романа Ричарда Баха. Тема романа — преодоление страха — и стала личной темой шести, преодолевших положенные природой границы.
Три девушки, одетые в легкие откровенные платья, поют, одна с другою споря, подхватывая или отрицая тему, ерничая или радуясь. Тонкая самозабвенная блондинка в красном, с ангельскими крыльями за спиной; жгучая роковая брюнетка, тоже с крыльями, и, наконец, крупная и темпераментная эксцентричная сопрано, то в крыльях, то без (Мария Галкина, Мария Серга, Юлия Богданович).
Эти трое, обладающие прекрасными вокальными данными, каждая на свой лад демонстрируют песню. То смешные, то влюбленные, то одинокие и потерянные, то независимые и свободные, они рассказывают историю крика, отчаянного и счастливого, взывающего о помощи и призывающего к свободе. “If You Go Away“, “Summer Time”, „You Are My Destiny” — крик чайки, приравниваясь к крику женщины, становится мифом.
Драматическая напряженность этого кабаре была бы, наверное, не так сильна, будь в распоряжении у режиссера только эти три поющие. Но у Анатолия Ледуховского есть еще и три непоющие, по крайней мере до некоторого времени. Одна из них (Елена Ворончихина) играет смешную, нелепую чайку, только мечтающую о настоящем полете. На фоне роскошных инопланетянок она выглядит едва ли не деревенщиной (но именно так — через преодоление пошлости и обыденности — достигается свобода в романе Ричарда Баха). Она смотрит на них восхищенно, снизу вверх, но именно ей доверил режиссер роль навигатора, ответственного за полет.
«Чтобы летать с быстротой мысли или, говоря иначе, летать куда хочешь, нужно прежде всего понять, что ты уже прилетел…» Эти баховские афоризмы превращаются в лубок, своей наивностью подчеркивая безукоризненную силу и красоту полета (читай — пения).
Пение же поистине безукоризненно. Разнообразные и свободные джазовые вариации известных шлягеров (музыкальные обработки Саши Панина), не теряя самоценности, становятся частью напряженной драматической игры. Именно она завораживает.
А когда Мария Серга поет свою вариацию “Summer Time”, широко и свободно, точно она давным-давно звезда мировой величины, а потом, в белых коротеньких крыльях, в луче света сидит, слушая другую «чайку», она похожа на ангела из какого-то хорошего фильма.
Нынешним летом этих чаек приютил у себя московский театр «Тень». Возможно, уже осенью их полет принесет знаменитому театру новую славу. Спектакль Анатолия Ледуховского явно занимает пустующую нишу в почти не освоенном у нас жанре свободного вокально-драматического философского кабаре.

Алена Карась, 10.07.2006



Rambler's Top100
www.theatre.ru
На главную