<< Анатолий Ледуховский

Пекинский мастер-класс

журнал «Сцена» № 5 (61)

В конце декабря 2009 года в Пекинской театральной академии
прошёл мастер-класс режиссёра и педагога Анатолия Ледуховского,
при участии студентов факультета сценографии РАТИ. 

Когда просят провести мастер-класс, для меня всегда возникает вопрос — а что это, собственно, такое? Мастер, который должен продемонстрировать какой-то свой КЛАСС или что-то ещё? Класс режиссёра обычно определяется достижениями в постановке спектакля, который достаточно показать, чтобы зритель мог оценить твоё мастерство. Не достаточно ли этого? Конечно, всегда найдутся те, кто скажут, что хотели бы поближе узнать режиссёрскую «кухню» как бы изнутри, тем более, когда режиссёр работает со студентами сценографами, да ещё и ставит с ними спектакли. Но продемонстрировать свои методы работы не всегда просто, вернее, не всегда эта демонстрация отражает то, чем ты в действительности занимаешься. Этот вывод можно легко сделать, посетив многочисленные мастер-классы, проводимые разными режиссёрами. Чаще наступает разочарование, ведь спектакли многих мастеров режиссуры оказываются куда более интересными, чем те методики и принципы, по которым, судя по мастер-классам, эти спектакли делаются. Иногда режиссёры ограничиваются просто тренингами, на которых зрители имеют возможность сами поучаствовать в процессе, многие тренинги, как правило, очень похожи друг на друга и основываются на учениях 2-3-х известных режиссёров, отразивших эти тренинги в своих книгах. Некоторые приглашают соратников по творчеству и устраивают посиделки на тему прожитой жизни — и то и другое часто бывает даже интересным, но мастер-классы ли это?
Предложение провести мастер-класс в Пекинской академии театрального искусства для тамошних студентов сценографов вроде бы выглядело вполне естественным. Моя работа в РАТИ на факультете сценографии в качестве режиссёра длится уже 11 лет, много чего сделано, много чего поставлено, выпущены три курса студентов, так называемые мастер-классы мною проводились, и не раз. И, тем не менее, каждый раз испытываешь какой-то дискомфорт по поводу того, что ты должен сам себя представить Мастером и сделать вид, будто за 2-3 часа можно кого-то чему-то обучить! К тому же, принцип построения обучения, который всегда пропагандировался мной, состоит в том, чтобы студенты, по возможности, не замечали, что их учат. Чтобы процесс проходил в свободной, естественной обстановке и основывался на длительном общении студентов и педагога, в течение которого и происходило бы их постепенное «взросление». Работа режиссёра со студентами-сценографами лежит скорее в сфере длительного воспитательного диалога, длиною в несколько лет, и, поначалу, не очень заметна эта наша совместная работа друг над другом. Как это продемонстрировать на мастер-классе? Дать в руки студентам по кисточке и заставить их что-то на скорую руку изобразить, вот, мол, как мы их обучили? Или создать прилюдно некую инсталляцию на заданную тему, чтобы кого-то удивить? И то и другое часто делают, а на вступительных экзаменах даже абитуриенты иногда поражают своей ловкостью.
Желание представить своих студентов, как самостоятельных личностей, не прибегая к каким-то «показательным выступлениям» привело меня к очень простому решению. Студентам было предложено рассказать самим о своей жизни в нашей академии каким-то творческим способом. Так появился видеофильм, который они создали своими руками из обрывков любительских видеозаписей, сделанных на занятиях в РАТИ и просто из их личной жизни, из фотографий сценографических и живописных работ и съёмок наших с ними репетиций. И, как результат этой, несколько сумбурной жизни, был показан наш новый совместный спектакль «Призраки Шекспира». Мне показалось, что подобный, очень простой, подход к этому мероприятию был весьма адекватен тому, чем мы занимаемся в академии. Это не выглядело официозно и назидательно, а скорее, отображало два дня из жизни студентов и педагога факультета сценографии. Во всяком случае, мне так показалось. После проведённого вместе с пекинскими студентами времени, возникли вопросы и попытка диалога. Студенты постарались сами дополнить программу своими рассказами, но сложности с переводом на китайский не сильно нас сблизили. (Перевод на китайский язык звучит по времени гораздо дольше, чем русский текст, и, соответственно, на него тратится достаточно много времени).
Тем не менее, нам удалось посмотреть на то, чем наши пекинские коллеги занимаются: нас, хоть и ненадолго, пустили в ученические классы, мы посмотрели выставку их лучших работ, студенты успели узнать названия красок, которыми пользуются в Пекине, и опустошить магазины, где эти краски продавались. Мы так же узнали, что пекинская академия готовит специалистов узкого профиля — из 30 студентов только пара человек занимается декорацией, ещё пара изучает грим, несколько студентов театральный свет, несколько театральную машинерию, кто-то только костюм, а кто-то только театральную причёску и парик… А все вместе они и есть один курс, который учится 4 года.
Конечно, это во многом отличается от принципов работы нашего факультета, где главной задачей является обучение многосторонне развитой личности, умеющей многое одновременно. Возможно, это объясняется нашей российской действительностью — молодым сценографам сложно найти работу в театре. Ушли те времена, когда выпускник был обязан поехать по распределению в тот или иной театр и отработать там несколько лет по специальности. Как иногда говорит студентам основатель факультета сценографии РАТИ Сергей Бархин — умея всё, хотя бы понемногу, вы сможете, например, и книжку оформить, если спектакли ставить не предлагают, или заняться живописью, или архитектурой… Вы должны уметь всё!
Напоследок мы подарили пекинской академии две самых дорогих для нашего факультета книги — альбомы основателей кафедры, сценографа Сергея Бархина и живописца Натальи Нестеровой, и с чувством выполненного долга предались тем искушениям, которые приготовила для нас принимающая сторона. А это уже был мастер-класс, который преподали пекинцы нам в виде прикосновения к их, совсем для нас необычной и непривычной, жизни. И это был ещё один урок, после которого наши студенты стали немножечко другими. Увидеть своими глазами далёкую страну — такой урок редко преподаётся в наших учебных заведениях. А то, что этот щедрый подарок для студентов был организован не Российской академией, как вы, наверное, подумали, а театральным музеем имени А. А. Бахрушина, мы восприняли просто как традиционный элемент нашей российской действительности — у нас ведь никогда не знаешь, — где найдешь, а где потеряешь.

Анатолий Ледуховский для журнала «Сцена»

Анатолий Ледуховский, 2010




1 | 2 | 3 | 4 | 5
Rambler's Top100
www.theatre.ru
На главную