<< Анатолий Ледуховский

Рафинированный и аскетичный русский Генрих IV

ПРЕМИЯ РАНДОНЕ — МОДЕЛЬТЕАТР

La Sicilia

Надо бы было взять справочник или оперное либретто, чтобы следить за этим рафинированным «Генрихом IV» Пиранделло в постановке Модельтеатра из Москвы.
Перед глазами возникают строчки из книги «ГРИМ И ДУША» известного слависта, сицилийца Анджелло Мария Рипеллино. Режиссер Анатолий Ледуховский пользуется цитатами, сносками, намеками и предположениями, которыми полностью владеет его мастерство, соотносясь с русским авангардом 20-х годов.
То, что мы увидели вчера, можно бы было охарактеризовать как урок Мейерхольда, в котором как бы сублимировались авторские замыслы. Стилизация мимического действия, смесь трагичности с гротеском на лице актера, которое нам предстало забеленным, недвижимым, как маска. Маска живописная, на основе которой можно ваять что-либо в кино или в театре.
«ГЕНРИХ IV» в исполнении Модель Театра — это как бы персонаж Фрейда или картина известного Мунка «КРИК» Спектакль, который мы увидели, полон стремления к совершенству и в то же время стремления к застенчивости и робости. Спектакль отлично сделанный с минимальными сценическими элементами (один стул, одно зеркало и скромный фонарь). Все это воскрешает те призраки, о которых Пиранделло догадывался и предчувствовал в своем контексте, называя это «ЧЕЛОВЕКОМ И ЕГО ДВОЙНИКОМ». Человек — это пленник своей хитрости, маска на лице. Человек всегда реагирует на надменность толпы, которая его всегда поучает, как жить.
Надо отметить лингвистические особенности этого спектакля. Спектакль играется на русском языке, за исключением небольших фрагментов на языке оригинала. Это служит благородному эксперименту режиссера понять текст Пиранделло и вычертить ту схему спектакля, которая необходима для понимания скромной простоты и манеры игры актеров. Главный герой, загримированный под гипотетического ДОН КИХОТА в момент потери своей Дульсинеи, находится в интеллектуальном раздвоении личности. Две сущности в нем: сущность рассудочная и сущность чувственная в орнаменте игры теней. Спектакль напоминает некоторые элементы ориентального театра. Поэтому можно утверждать, что это театр аскетический, театр литургический и театр медиумический. 

5.07.1996




1 | 2 | 3 | 4 | 5
Rambler's Top100
www.theatre.ru
На главную