<< Анатолий Ледуховский

Апология порока?

Газета «Все»

Тезис Достоевского «Красота спасет мир» обнажает наш русский мессианизм и менталитет. Что не столь очевидная истина для других. Японец Юкио Мисима мог бы противопоставить Федору Михайловичу другой тезис — «Красота погубит мир», что упорно стараются нам показать и его интерпретаторы, московский режиссер Анатолий Ледуховский и художник Светлана Архипова, на смоленских подмостках «Маркизой де Сад». Суммируем далее: «Красота порочна в своей метафизической сущности». Помните рассказ Акутагавы, где главный герой заворожен и восхищен зрелищем пожара, не зная, что там сгорает его любимая дочь. Вот максима восточного духа. Так завораживает и нас пожар душ. Падший ангел христианской цивилизации создал Красоту из крови, пота и грязи. То был для него апофеоз порока, греха и красоты трансцендентного падения. Этой новой красоте должен поклоняться Новый мир. Но хитрый потомок самураев Мисима строит Новый мир устами графини-шлюхи, ставшей обожествленной героиней революции. 

МОЗГОВОЙ ТЕРРОР

Но в своем мозговом терроре наш режиссер не растекся в эстетическом беспределе, а взял контроль над гремучей смесью экзотического япониз-ма и куртуазного франк-масонства. Как грандиозно зрелищно решено пространство, потрясающе красивы куколки персонажей в огромном пустом черном кубе! И пробивает ознобом от стоп-кадра с мунковским криком масок в раскатах грома, гнева господня. Нас садистски втискивают в японский ритуал, заставляя мучиться до самого конца. Японский ум Мисимы хитер и провокативен, щуря узкие глазки, он издевается и над либеральным беспределом времен после Великой Французской революции и институализованным христианством, ханжески дающим отпущение грехов нераскаявшемуся грешнику Маркизу де Саду. Мисима ведет нас к интеллектуальному харакири как к выходу из этого безумного фарса, закованного в ритуал фарфоровых болванчиков эстетизированного чайного церемониала, где подают Люциферову отраву. Но нас спасает режиссер, создавая созерцательно-умиротворяющий финал с падающим сверху снегом, символизирующим, очевидно, очищение и прощение. Кого мы должны простить? Маркиза де Сада — бога, ставшего в финале жалким человечком. Простить падшие людские души, низведенные Маркизой до фурий, чей вселенский крик сокрушает кукольный мир мужской похоти…

КРАСОТА ПО-РУССКИ

Стало зябко и страшновато. Посте такого спектакля хочется выпить простой русской водки и поговорить о том, что красота по-русски может спасти мир. Но для начала надо очистить души. А тела преобразятся вслед, и не нужна будет чайная церемония с финальным харакири…


Антон Марков, 4.04.2003




1 | 2 | 3 | 4 | 5
Rambler's Top100
www.theatre.ru
На главную