<< Кафе «Сократ» (Муз. т-р Станиславского и Немировича-Данченко)

Платон мне друг

Москву ожидают две оперные истории из Парижа

РБК daily

Очередной премьерой Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко вносит вклад в год Франции в России. Театр обратился к одноактным операм французских композиторов XX века. Это «Бедный матрос» Дариуса Мийо и «Сократ» Эрика Сати. объединенные в спектакль"Кафе «Сократ». Обе оперы никогда не исполнялись в России. Премьера пройдет 26 марта.
Мечтой обоих композиторов, особенно в молодости, было уйти от музыкальных фетишей предыдущей эпохи — туманных идеалов символизма и велеречивой затянутости Вагнера. Но хотя они сочиняли непривычные по тем временам партитуры, публику на спектакле не ждут трудности вроде атональной музыки.
Сати особенно прославился как бунтарь и умный «хулиган» французского искусства, любивший печатать ноты красной краской. Одни названия опусов красноречивы: тут и «Сушеные эмбрионы», и «Уловка медузы», и «Дряблая прелюдия для собаки», и даже «Арии, от которых все сбегут». Тема Сократа у композитора появилась не случайно. Сати, сам любивший ядовито философствовать, любил древнегреческого мыслителя, назвав его «лучшим из людей», а самого музыканта современник описал как «чудаковатого Сократа французской музыки». Тем более что создавалась опера «Сократ» в 1918 году по заказу богатой дамы — герцогини Полиньяк, желавшей вслух читать с подругами античных философов под специально написанную музыку. Композитор сделал так, что тексты поются женскими голосами, хотя действующие лица — мужчины: опера, которую называют «симфонической драмой с голосом», создана для четырех сопрано и камерного оркестра. Монологи-воспоминания о мыслителе, приговоренном к смерти афинскими гражданами, построены на знаменитых текстах Платона.
Опера Мийо «Бедный матрос», написанная в 1927 году, с философией не связана — в ее основе житейский сюжет. Автор либретто о матросе, его жене, родственниках и приятелях — Жан Кокто. Сам композитор обозначил жанр оперы как «жестокий романс». Между двумя опусами есть связь: у Мийо тоже убийство, только иного сорта. По мнению создателей спектакля, античное убийство в «Сократе» было интеллектуальным, изощренным, даже ритуальным: «Крупного философа травят ядом, предварительно его друзья-соратники долго готовят жертву, превращая приближающуюся смерть в церемониал, вынуждая Сократа испытать все муки медленного осознанного умирания». Моряк умерщвлен по-иному — здесь все погружено в быт, и убийство «банальное, простонародное, убивают грубо, не дав жертве опомниться».
Поставить истории убийств театр пригласил режиссера драмы Анатолия Ледуховского. Критики называют его сторонником синтетического театра, мастером по выделке психологических трагедий-метаморфоз, напоминающих «лабиринт ускользающих смыслов». Ледуховский решил, что оперы разных композиторов будут исполнять без перерыва, для чего сценограф Сергей Бархин сделал местом действия бумажный кораблик на колесиках, сооруженный из нотной бумаги. Режиссер хочет «найти какие-то ходы», которые бы соединили Сати и Мийо в единое целое и было «ощущение единого спектакля», а у зрителя «не возникло вопросов, почему же эти оперы играются вместе».

Майя Крылова, 25.03.2010




1 | 2
Rambler's Top100
www.theatre.ru
На главную