<< Маркиза де Сад (Смоленский драматический театр)

Предисловие к бенефису

о спектакле «Маркиза де Сад»

«Смоленская газета»

6 июня — бенефис заслуженной артистки России, актрисы Смоленского государственного драматического театра Галины Круть, приуроченный к юбилею актрисы. В этом сезоне репертуарный список этой замечательной смоленской актрисы пополнили сразу две новые, большие, весьма удачные и значительные работы: Матильда в спектакле режиссера Виктора Прокопова «Третье слово» (этот спектакль будет показан в день бенефиса) и графиня де Сен-фон в спектакле Анатолия Ледуховского «Маркиза де Сад». Спектакль «Маркиза де Сад», премьера которого состоялась в День театра, прошел всего несколько, раз, затем театр отбыл на гастроли в Белгород. Однако он вызвал неоднозначные отклики и в среде театралов воспринимается как событие. 
Поздравляя Галину Круть с юбилеем и бенефисом, «Смоленская газета» публикует сегодня несколько мнений об этом спектакле.

Вера Простакова, заслуженная артистка Армянской ССР

 — Мне очень понравилось режиссерское решение спектакля «Маркиза де Сад». Сложный материал, да и всего лишь месяц, оказывается, Анатолий Ледуховский работал над спектаклем. Не зная артистов, не зная других спектаклей театра… Я потрясена. Действие происходит во Франции, а автор пьесы — японец. И режиссеру удалось найти форму, соединяющую оба этих обстоятельства. Две актрисы в кимоно в роли как бы античного хора… Одна вообще бессловесная, другая по пьесе —служанка… И эстетическое харакири, так сказать, все это — великолепно. И потом: я актрис не узнала! Какой психологизм! Видишь, как люди в этом спектакле живут! Видишь, о чем они думают, и понимаешь их мысли. Видишь их глаза!
Галина-то Круть какова, хотя она давно в Смоленске, и я видела ее работы!.. А Свечникову вообще не узнать ни по внешнему, ни по внутреннему состоянию. Во втором акте текста у нее мало: слово бросит и молчит. Но я наблюдала за ее лицом. Ведь только тогда можно понять, оценить, чего стоит актер, когда он безмолвствует. По его внутренней жизни, по состоянию. По этим качествам ценится любой актер, прошлого ли он воспитания, нового ли воспитания. Так что должна признаться: Ирина меня просто потрясла. Очень мне нравится и Вера Манджавидзе в этом спектакле.
Не знаю, современная я артистка, несовременная, но творчество я вижу так! В «Маркизе де Сад» и свет меня устроил, и музыкальное оформление, потрясающе! Выгородка-то всего одна, на прямом планшете. А глубина сцены как использована!
И как пластически выстроено! Потом, я должна сделать комплимент всем нашим артистам. У нас обычно в спектаклях недостаток — невнятная речь. Здесь же я слышала даже шепот! Это такая работа режиссера с актерами, причем за столь короткий срок!
Нужно сказать, отвык наш зритель воспринимать философские и психологические вещи. Надо же учиться!

Ирина Козлова, театровед

 — Во-первых, мне понравился материал: очень серьезный, давно не было в нашем театре такой серьезной пьесы. Причем современного автора. Любопытен уже сам взгляд японца Юкио Мисима на проблемы времен французской революции, на личность маркиза де Сада. Красивые декорации, используется глубина сцены, интересно выстроен рисунок мизансцен. А во-вторых, чего давно не было в нашем театре — это такой тщательной работы с актерами. Каждая актерская работа безукоризненна, каждая актриса знает, что она делает. Острая, гротескная роль графини де Сен-фон в исполнении заслуженной артистки России Галины Круть поражает точностью рисунка, чувством меры. Я бы сказала, с большим вкусом сделан спектакль. Яркие, запоминающиеся образы созданы заслуженной артисткой России Елизаветой Зима, актрисой Инной Флегантовой.
Слышала такие рассуждения, что глубины нет, еще чего-то. Несогласна. Хороший, сильный спектакль. Для широкой публики он немного тяжеловат, слишком затянуто по времени первое действие, потому что по пьесе должно быть три действия. Но это — элитарный спектакль. Что тоже хорошо, потому что в репертуаре должны быть разные спектакли. А не одни только развлекательные. Дело в том, что в последнее время театр уже почти отучил нас от того, что «душа обязана трудиться». Зритель должен думать, слушать… «Маркизу де Сад» хорошо слушать, потому что здесь внятно, красиво говорят. Словом, на мой взгляд, это удача театра.

Владимир Александров, зритель-ветеран

 — Если театр начинается с вешалки, то спектакль, я бы сказал, начинается с программки. И мне понравилось, что в программке к спектаклю «Маркиза де Сад» помещена и небольшая справка об авторе пьесы — японском писателе Юкио Мисиме, который за свою очень короткую жизнь подарил миру около ста томов прозы, драматургии, публицистики. Тем не менее имя его (сужу по себе) смоленскому читателю и зрителю мало что говорило. Спасибо Анатолию Ледуховскому — режиссеру-постановщику за то, что помог нам «открыть» этого талантливого литератора.
Спектакль выдержан в классических тонах: в нем нет вычурности, навязчивости, чего мы, в общем-то, уже «досыта наелись». Мне очень понравилось музыкальное оформление. Это, пожалуй, один из немногих спектаклей, где музыка подкрепляет содержание, органически вплетается в него. На мой взгляд, режиссер рачительно использовал сценическую площадку. При минимуме декораций, небольшом количестве исполнителей сцена не казалась «полигоном», была уютна и красива.
Спасибо режиссеру за то, что он показал нам целый ансамбль талантливейших смоленских актрис. Мои же симпатии в этом спектакле принадлежат двум из них —Галине Круть, исполнительнице роли графини де Сен-фон, и Елизавете Зима, которая на этот раз была баронессой де Симиан, — по-настоящему заслуженным российским артисткам.

4.06.2003



Rambler's Top100
www.theatre.ru
На главную