<< Елена Сафонова

Елена Сафонова: «Крутой авангард — это перевёрнутая классика»

Молодёжная линия

Елена Сафонова работает главным художником костромского драмтеатра около года. Приехала в Кострому по приглашению главного режиссера театра Сергея Морозова. Творческий тандем художницы и режиссера состоялся в Калининграде на сцене Калининградского областного драматического театра, где плодом совместного труда стали два спектакля. Предложение главного режиссера Костромского театра им. Островского Елена приняла с энтузиазмом, поскольку любит экспериментировать. Ее очередным экспериментом в театре стал авторский спектакль «Нежный бес», оформленный и поставленный ею на малой сцене. В общей сложности на счету театральной художницы более 80 спектаклей.

 — Елена, художественный театральный промысел, наверное, не случайно появился в вашей жизни?

 — Театром я увлеклась довольно поздно, в 24 года. Мне было не важно, кем быть в театре. Поэтому я поработала во всех театральных цехах. И тогда мне повезло: я встретила человека, который меня «удочерил» под театр. Это был главный режиссер Серовского драматического театра Олег Сидорин. Он посмотрел, как я мела сцену перед спектаклем, сказал: «Будем делать из тебя человека». И сделал из меня художника. Для моей учебы приглашались лучшие сценографы России. Вот так я получила частное образование и через три года обучения — специальность художника-постановщика. Вообще с учителями мне повезло. Я счастлива, что своей ученицей меня назвал Олег Шейнцис, главный художник Ленкома. Я у него была на стажировке. Если Сидорин приучал меня к классическому театру, то Шейнцис с режиссером Евгением Марчелли (в тот период я с ним работала) прививали мне навыки более современного авангардного театра.

 — Наверное, ваши художественные способности проявились не на пустом месте?

 — Как выяснилось, мой прадед держал частный симфонический оркестр на Урале в Богословске. Выходит, мне передались пристрастия деда. В детстве училась в художественной школе в академическом классе. Все дети учились четыре года, а меня взяли сразу в пятый класс и сразу для подготовки в академию. В академию я не пошла по принципиальным соображения: не хотела поступать «по блату». Поэтому после окончания школы пошла работать на завод. Позже поняла, что погорячилась.

 — Елена, вы стажировались в Москве, а поработать на столичных подмостках вам довелось?

 — В вахтанговском театре с Евгением Марчелли мы делали спектакль «Лев зимой» в главной роли с Василием Лановым.

 — В чем отличие столичного театра от провинциального?

 — Театр — он везде театр. В столичном больше возможностей в финансовом плане. На тебя работают мощные мастерские, тебя не стесняют в тратах. Например, на спектакль «Лев зимой» мы покупали обувь для актрис от Пьера Кардена. В провинции с финансами намного скромнее. Но опять же, как на это посмотреть. Можно жаловаться: нет денег, можно напустить вуаль — и поди догадайся, из чего это сделано. Театр на то и театр: он должен обманывать. Мой принцип: провинциальный спектакль по своему зрительскому «аху» не должен отличаться от столичного.

 — Елена, наверное, в вашем творчестве есть спектакли в которых вы достигли художественных высот?

 — В Тильзит-театре постановка «Ночной бой бабочек» и «Безотцовщина» в калининградском театре. Это вершины, которые мне удалось взять. Я в этих спектаклях могу ответить за каждую пуговичку. Есть спектакли, за которые стыдно. Думаешь: «Господи, зачем я взялась?». Это естественно. Я нормальный человек, и благо, работаю с людьми, которые позволяют мне ошибаться. Требовать шедевры постоянно невозможно. Однако планку держать надо и на каждом спектакле доказывать, что ты имеешь право этим заниматься.

 — При оформлении спектакля работа художника строится на интуиции или вы просчитываете ситуацию, чтобы привлечь зрителя?

 — Срабатывает интуиция. Для того, чтобы потом все разложить по полочкам, существуют театраловеды. Я оформляла спектакль «Маскарад». Цветовая гамма костюмов к этому спектаклю была красно-бело-черная. Мне показалось скучновато. Решила ввести еще какой-нибудь цвет. Ввела бирюзовое платье для Нины, а потом еще Звездичу сделала такого же цвета мундирчик. Театраловеды долго потом говорили,

http://mline.kostroma.edu.ru/?action=read&read=5408

17.02.2005



Rambler's Top100
www.theatre.ru
На главную