<< Король Юбю (Deutsches Theater Satyrikon)

Жестокость в эстетических картинках

“Wesser Kurier“

Театр «Сатирикон» с «Королем Юбю» Альфреда Жарри в «Конкордии»

Юбизм пользуется в Бремене все большей популярностью. В прошлом теат?ральном сезоне в Бременском театре драматического актера был постановлен спектакль «Макбю» в виде коллажа Шекспировского «Макбета» и «Юбю» Жарри. Самый молодой театр Бремена «Сатирикон» представил на фестивале «Инпут» свою версию, созданную молодым московским режиссером Анатолием Ледуховским. 
Пьеса, написанная родившимся в 1873 двадцатилетним прародителем сюр?реализма и родоначальником театра абсурда, и сегодня актуальна. Жарри изображает с помощью саркастического консенса и гротеска тоталитарного тирана, который иначе, чем Макбет, после своего падения не уходит, а вынашивает новые планы. По Жарри польский узурпатор имеет анархистский потенциал, но он одновременно труслив, грязен и уродлив. 
Совсем другой подход выбирает Анатолий Ледуховский — не громкий и плакативный, а поэтический. Режиссеру хватает смелости совмещать и противопоставлять уродливость характеров и бесподобную красоту окрыляющих фантазию картин. И этим режиссер остается верным своему кредо, процитированному в программке к спектаклю: «Я надеюсь, что нам удастся приблизиться к звездам, покровительствующим святому искусству…» Удивительно, что при таком малом количестве предметов на черной пустой сцене с помощью замечательной световой режиссуры, удалось создать такое театральное зрелище. Стол, два кринолина, два мешка с искусственным снегом... Ансамбль театра «Сатирикон» доказывает своим спектаклем, что при наличии высокого художественного уровня и бедный театр абсолютно убедителен.
Все точно также, как в характеристике Жанна Котта «Макбета» — «мир, утонувший в крови»: красные костюмы, контрастирующие с появляющимися в конце белыми саванами-сари и все это в сопровождении музыки Пёрсела и Сен-Санса. Огромное количество персонажей в пьесе Жари сведены к пяти основным психологизированным характерам, исполняющим разные функции. Особенно интересен Херман Боок (Папаша Юбю), компенсирующий свой инфантилизм и недостаточную мужественность узурпацией политической власти, распаленный Мамашей Юбю (в исполнении Галины Заборской) обворожительно-наглой, недовольной положением своего мужа. Прежде, чем Юбю из тирана с соответствующим жаргоном, превратится в младенца, Ледуховский дает ему возможность побыть ему мужественным правителем Польши, со всей, соответствую?щей этому атрибутикой.
Даже в стилизованной пантомиме убийства, исполненной Бордюром (Бенедикт Вермеер), режиссеру также удается только наметить жестокость и ужас и преподнести все это в виде эстетических картин при свете свечей. Штефан Бертхольд (Король) и Биргит Беккер (Королева) достаточно и убедительно дополнили ансамбль «Сатирикона». И как возздание по заслугам — восторженное признание и дождь цветов.

28.10.1997



Rambler's Top100
www.theatre.ru
На главную