<< Паяцы. Неопера (РАТИ & Модельтеатр)

Верю — не верю!

Русский Журнал

Сорок самых влиятельных театральных критиков об итогах 2000 года

Об итогах заключительного года «века театра» высказываются сорок самых влиятельных московских критиков, которых мы просили назвать: 1) событие года, 2) персону года. Опрос составлен по алфавиту.

Драматический театр

Марина Гаевская, независимый критик:
1. «Играем Шиллера», «Современник». Интересный синтез метафорической режиссуры Туминаса и психологически точной, эмоциональной игры актеров. Еще более неожиданная — Елизавета Марины Нееловой: величественная и безвольная, гордая и потерянная Женщина-Королева.
2. Петр Фоменко. Лидер талантливого и стабильно работающего коллектива. Автор новых сценических интерпретаций прозы — в частности, поэтической и многослойной повести Бориса Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня».

Ольга Галахова, «Дом актера»:
1. Год невосполнимых потерь. Ушли Софья Пилявская, Ангелина Степанова, Олег Ефремов. В истории МХАТа подведена черта. Исчезла возможность осуществить «рукопожатие истории» с теми, кто принял заветы основателей МХАТа из первых рук.
2. Петр Фоменко. Он оправдывает существование театра как высокого человеческого искусства.

Елена Губайдуллина, независимый критик:
1. Возвращение журнала Театр. От номера к номеру он становится все интереснее.
2. У каждого крупного фестиваля есть программа “in” и программа “off”. Так и у театрального года. “In” — Петр Фоменко. «Оff»- не замеченный критикой Анатолий Ледуховский, поставивший в РАТИ «Паяцы» по опере Леонкавалло. Работа с непрофессиональными актерами — будущими сценографами — спровоцировала режиссера на неожиданные визуальные и пластические приемы.

Марина Давыдова, «Время новостей»:
1-2. Единственная фигура, объединяющая две половинки года, — Петр Фоменко. Очень сильный спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня». «Семейное счастие» — единственая премьера начала этого сезона, на которую я с удовольствием написала положительную рецензию. Фоменко обрел второе дыхание. Из гастрольных спектаклей на первом месте — «Полуночники» Жозефа Наджа.

Геннадий Демин, «Дом актера»:
1-2. Год омрачен уходом ряда крупных работников театра: от Сергея Исаева и Аллы Балтер до Ангелины Степановой и Юлия Кагарлицкого. Не говоря уже об Олеге Николаевиче Ефремове. Светлым событием стала поэтичная и взвихренная «Счастливая деревня», а персоной — Петр Фоменко, создавший блаженно-горький шедевр. Призовые места — у Алексея Левинского, который вышел на сцену после многолетнего перерыва, и у Анатолия Ледуховского, чьи гротескно-зажигательные «Паяцы» нащупывают театральный язык нового века.

Роман Должанский, «Коммерсант»:
1. «Одна абсолютно счастливая деревня» Петра Фоменко.
2. Евгений Гришковец.
Ольга Егошина, независимый критик:
1. Дилогия Фоменко — «Одна абсолютно счастливая деревня» и «Семейное счастие».
2. Театральный год — год Фоменко.

Марина Зайонц, «Алфавит»:
1. «Макбет» Някрошюса на фестивале «Золотая маска».
2. Петр Фоменко выпустил два замечательных спектакля. После того, как все подумали, что силы его уже уходят, он показал, что еще неизвестно, у кого они уходят.

Григорий Заславский, «Независимая газета»:
1. Конец эпохи Ефремова. Неразрывно связанное с этим начало новой эпохи для МХАТа — эпохи Табакова. Назначение Олега Табакова можно рассматривать в контексте новой государственной политики в области культуры, которую справедливо связывают с именами нового президента и нового министра культуры.
2. Олег Ефремов.

Наталья Звенигородская, независимый критик:
1. «Одна абсолютно счастливая деревня».
2. Петр Фоменко.

Наталья Каминская, «Культура»:
1. «Одна абсолютно счастливая деревня», исполнение Александром Калягиным роли Шейлока и «Контрабас» Константина Райкина.
2. Самая активная персона года — Олег Табаков. Сыграл две заметные роли — в спектаклях «На дне» и «Любовные письма», возглавил МХАТ. За резкие смены руководства звания персоны достоин министр культуры Михаил Швыдкой.

Алена Карась, независимый критик:
1. Гастроли французской труппы Жозефа Наджа.
2. Петр Фоменко.

Елена Ковальская, «Афиша»:
1. Один из самых удачных сезонов. Все большие мастера — Фоменко, Любимов, Гинкас, Захаров — выпустили хорошие спектакли. Антреприза заявила о себе как о серьезном явлении. Появились четыре достойных спектакля — «Борис Годунов», «Старосветская любовь», «Зима», «Коллекция».
2. Евгений Гришковец. За год Гришковец продемонстрировал головокружительную эволюцию. Он появился перед нами с монологом, а в начале будущего года выйдет книга с его новой пьесой «Город» для пяти актеров и с иным чувством времени. Кажется, только Анатолий Васильев сможет адекватно поставить эту пьесу (вспоминается его «Взрослая дочь молодого человека»). Пьесу очень человеческую, требующую новой актерской игры. Хотя Васильев выпустил спектакль совершенно антагонистический театру Гришковца. Про «Моцарта и Сальери» Васильева через годы будут вспоминать так же, как сейчас вспоминают «Взрослую дочь» и «Серсо». Это не элитарное, а чистое, эталонное искусство.

Вера Максимова, «Век»:
1. Не событие, а антисобытие — «Маскарад» Шамирова и Каплевича в театре им. К. С. Станиславского. И дело не только в скабрезностях на сцене, а в том, что шарлатанство и непрофессионализм на нашей сцене очень сильны.
2. Петр Фоменко. Но он никакая не персона, а просто — замечательный режиссер, видимо самый лучший сегодня. Сохранивший не только уровень великого русского театра, но и его высокий духовный смысл.

Виктория Никифорова, «Сегодня»:
1.«Горе от ума» в Малом театре. Самая громкая тенденция — резкое усиление авторитарности в управлении культурой. В «Сатире» сняли Плучека. А что творилось в Большом театре! Теперь Голутву, бывшего председателя Госкино, хотят назначить директором Мариинки.
2. Сергей Женовач.

Павел Руднев, независимый критик:
1. Возвращение на профессиональную сцену Сергея Женовача со спектаклем «Горе от ума» в Малом театре. Очередной триумф школы Петра Фоменко: «Одна абсолютно счастливая деревня» и «Семейное счастие» (режиссер Петр Фоменко, Театр «Мастерская Петра Фоменко), названный выше спектакль Сергея Женовача, »100 йен за услугу" Елены Невежиной в Театре п/р Олега Табакова.
2. Сергей Яшин, сумевший выровнить Театр имени Гоголя до планки, которую держат ведущие театры Москвы.

Мария Седых, «Общая газета»:
1. «Счастливый принц» в МТЮЗе, «Одна абсолютно счастливая деревня», «Семейное счастие» в «Мастерской П. Фоменко».
2. Кама Гинкас и Петр Фоменко.

Глеб Ситковский, «Вечерний клуб»:
1. Смерть Олега Николаевича Ефремова — событие, поставившее печальную точку в конце целой эпохи русского театра.
2. Мог бы назвать Петра Наумовича Фоменко, который выпустил два замечательных спектакля о счастье. Мог бы назвать Деклана Доннеллана, поставившего «Бориса Годунова», и Анатолия Васильева, поставившего «Моцарта и Сальери». Но от мастеров и так ожидались спектакли высокого уровня. А открытий новых персон в этом году не было.

Александр Соколянский, независимый критик:
1. Почти не имеющий прецедентов уход Валентина Николаевича Плучека с поста художественного руководителя театра Сатиры на почетную должность. Почти — потому что 7 июля 1937 года (если верить некоторым источникам) точно так же, полудобровольно, Станиславский передал Художественный театр на чужое попечение. 
2. В связи с этим персоной года логичнее всего было бы назвать министра культуры Михаила Швыдкого; однако же душа критика требует чего-нибудь художественного. И поэтому придется еще раз вспомнить у всех навязшее в зубах имя Евгения Гришковца, рядом нет никакого другого. Что касается Петра Фоменко, то он фигура не года, а десятилетия. 

Алексей Филиппов, «Известия»:
1. «Одна абсолютно счастливая деревня».
2. Персоны года, на мой взгляд, нет.

Ольга Фукс, «Вечерняя Москва»:
1. «Одна абсолютно счастливая деревня».
2. Константин Райкин в «Контрабасе». Петр Фоменко, у которого сейчас творческий взлет. Кама Гинкас, автор спектакля «Счастливый принц».

Лариса Юсипова, «Ведомости»:
1. Проект Театрального товарищества «814» — спектакль по пьесе Максима Курочкина «Кухня» в постановке Олега Меньшикова.
2. Максим Курочкин и Олег Меньшиков.

Елена Ямпольская, «Новые известия»:
1. «Борис Годунов» Деклана Доннеллана.
2. Олег Табаков, возглавивший МХАТ.



Подготовила Алена Зубова

28.12.2000



Rambler's Top100
www.theatre.ru
На главную