<< ТРИ-SES-ТРЫ и другие пациенты доктора Чехова (Смоленский драматический театр)

«Три сестры» на смоленской сцене

«Смоленская газета»

У меня, наверное, как и у большинства смоленских театралов, с режиссером Анатолием Ледуховским в этом году состоялась вторая встреча. Несколько месяцев назад мы восхищались его первой работой на сцене нашего театра — спектаклем «Маркиза де Сад». И вот новый шедевр (не побоюсь этого сегодня не очень часто употребляемого слова) — сугубо русская, российская драма — «Три сестры». Именно спектаклем по Чехову решил порадовать зрителей
Смоленский драматический, открывая свой новый театральный сезон. Режиссер-постановщик — вы уже догадались — полюбившийся смолянам Анатолий Владимирович Ледуховский. Он был на этот раз приглашен дирекцией театра для постановки чеховской пьесы, о которой сам Антон Павлович в порыве откровенности сказал: «Ужасно трудно было писать „Трех сестер“. Ведь три героини, каждая должна быть на свой образец, и все три — генеральские дочки. Действие происходит в провинциальном городе вроде Перми…»
И режиссеру нужно было очень верить в себя, свой талант, чтобы рискнуть согласиться выполнить именно этот смоленский заказ — в малознакомом театре, с малознакомым актерским составом. Для примера скажу: в «Mapкизe де Сад» было всего шесть исполнителей, с которыми режиссер, безусловно, хорошо познакомился, изучил потенциальные возможности каждого. В четырехчасовом спектакле «Три сестры» А. П. Чехов поручает донести до театральной публики кипящие страсти 25 исполнителям… И, на мой взгляд, московский режиссер с блеском справился с этой задачей. Свидетельство тому — шквал аплодисментов, обрушившийся на исполнителей по окончании спектакля.
Мне удалось посмотреть «Трех сестер», так сказать, «горяченькими» — в день сдачи спектакля, а впечатление было такое, что это уже далеко не премьера: так точен, так сыгран был коллектив актеров, воплощающих авторский и режиссерский замыслы. Далек от мысли, что у смоленских артистов, а в основном герои «Сестер» — люди молодые, все катилось как по маслу. Но в том, наверное, и задача исполнителя, чтобы суметь оставить недочеты за кулисами, не дать зрителям их увидеть, даже почувствовать. И. не кривя душой, скажу, что наш замечательный артистический ансамбль не подкачал: работал с настроением, самозабвенно, на едином дыхании. Зрители видели на сцене не безликую актерскую массу, как это иногда случается, а актеров-эрудитов, творческие, индивидуальности, красивых, корректных, небезучастных даже к незначительной реплике партнер, в большинстве своем с хорошей дикцией.
Представляю, сколько нужно было приложить усилий и режиссеру-постановщику, и каждому участнику спектакля, чтобы выработать такую синхронность, истинное понимание друг друга буквально с четверти слова. Скажу не лукавя: давно не видел такой огромнейшей актерской самоотдачи, режиссерской «отточенности». В прерсональной оценке (эти строки пишутся в день, вернее, в ночь после первого спектакля). Великолепно смотрелось сестринское трио: актрисы Вера Дуплей — Ольга, Ирина Свечникова — Маша, Инна Флегантова — Ирина. Покорила Алла Козлова, ушедшая в этом спектакле от прежних штампов, выпукло, не пожалев красок, сделавшая свою героиню, Наталью, порядочной стервочкой, действующей тихой сапой. Алла в «Сестрах» щедро раскрыла смоленскому зрители свой актерский «запасник». Ее «Наталья Ивановна» внешне невыразительная, безвкусно «собранная», нудная. Но тем страшнее она для окружающих, способная подмять под себя каждого, кто ейнужен, любой ценой добиться того, что ей на руку, что ей лично желательно..
По-доброму неузнаваем был изящный Игорь Голубев (барон Тузенбах), актер, к которому я от спектакля к спектаклю все больше проникаюсь искренним уважением и симпатиями. Мощное артистическое нутро продемонстрировали Олег Кузьмищев — штабс-капитан Соленый, Ирина Лисенкова — прислуга, Геннадий Черкашин — военный доктор. Созданные ими образы надолго запомнятся смоленским зрителям. Как всегда, великолепен заслуженный артист России Вячеслав Леонов в роли учителя гимназии. Анатолий Толмачев, исполняющий роль батарейного командира подполковника Вершинина, хорошо знаком смоленскому зрителю: недавно отметил 60-летие со дня рождения и 40-летие творческой жизни. На этот раз актер хорошо уловил характерные черты офицера чеховских (и не только!) времен. Пришибленный жизнью: частые передислокации, больная жена, постоянные семейные неурядицы, слабого здоровья дочери, неуверенность в дне грядущем делают этого бедолагу предметом постоянных едких насмешек окружающего его, в общем-то «сытого» общества. Все эти черты талантливо раскрывает и доносит до нас актер Анатолий Толмачев, создавая на смоленской сцене образ своего героя в «Трех сестрах».
И этот список можно продолжать до последнего исполнителя, потому что в «Трех сестрах» образы героев выписаны классиком колоритно, каждый несет неповторимую нагрузку, плюс замечательные режиссерские находки открыли перед, актерами широкую возможностью для самовыражения, и творческий коллектив, на мой взгляд, с лихвой воспользовался этой возможностью. В спектакле много музыки, танцев. Наши артисты, к прочим достоинствам, еще легки и на ногу: могут дать фору танцорам-профессионалам (балетмейстер-постановщик Е. И. Егорова).
Хочется от души поздравить коллектив Смоленского догматического с еще одной, на мой взгляд, очень трудной, но интересной работой —постановкой «Трех сестер» на сцене нашего замечательного театра. Полагаю, что это событие и. критики, и зрители будут обсуждать еще много и долго, дадут объективную оценку работе каждого театрального подразделения, все будет «разложено по полочкам». Я же хочу напомнить еще раз: мой отклик — плох он или хорош первое впечатление о премьерном спектакле. И, слава богу, это впечатление — удовлетворенность и гордость за театр, вновь встающий на ноги. В добрый путь!

Владимир АЛЕКСАНДРОВ

10.10.2003



Rambler's Top100
www.theatre.ru
На главную