<< ТРИ-SES-ТРЫ и другие пациенты доктора Чехова (Смоленский драматический театр)

Главное — найти общий язык

Смоленская газета

Имя художника-постановщика Смоленского государственного драматического театра Светланы Архиповой известно не только в Смоленске, но и в Москве, Краснодаре и за рубежом.
Уже тот факт, что вскоре по окончании ГИТИСа (курс Сергея Бархина) она стала ассистентом главного художника Большого театра (участвовала в постановке оперы «Псковитянка» и балета «Дон Кихот»), а также является автором сценографии к балетам «Суламифь» и «Саломея» в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, свидетельствует о многом. С Николаем Губенко в «Содружестве актеров Таганки» С. Архипова поставила драму «Иванов» А. Чехова, с Камой Гинкасом — сказку «Золотой петушок» в Московском ТЮЗе. Некоторое время работала главным художником Краснодарского музыкального театра (того самого, прославленного, известного благодаря блистательному Юрию Григоровичу едва ли не на весь мир), принимала участие в театральных фестивалях и в 1996 году была признана лучшим художником Кубани.
Смоленский драматический театр вошел в творческую биографию художника еще до ГИТИСа, когда С. Архипова училась на художественно-графическом факультете СГПИ. Её дипломная работа, куратором которой был главный художник театра Н. К. Агафонов, посвящена театральному интерьеру. Отработав после худграфа по распределению в Сафонове, Светлана вернулась в Смоленск и поступила в драмтеатр декоратором. Потом, окончив курс ведущего сценографа страны, профессора Российской академии театрального искусства Сергея Бархина, она немало поездила по стране, бывала и за рубежом. В конце 90-х поставила на смоленской сцене несколько спектаклей в соавторстве с режиссером Виктором Маминым («Маленькая девочка», «Кукольный дом», «Любовь под вязами», «Золотой ключик»).
А с 2001 года Смоленский государственный драматический театр стал основным местом ее работы. Однако по контракту она продолжала ставить и других театрах страны, в том числе и в столичных. В августе 2002 года в Москве в «Геликон-опера» состоялась премьера оперы А. Щетинкина «Слепая ласточка», которая впоследствии с успехом участвовала в фестивале в Германии. Это первая совместная работа художника Светланы Архиповой и режиссёра Анатолия Ледуховского. Во многом благодаря именно С. Архиповой в истории Смоленского драматического театра были два спектакля Ледуховского «Маркиза де Сад» и «Tpи-ses-тры и другие пациенты доктора Чехова». Эти совершенно несопоставимые и, бесспорно, режиссёрские работы объединяет то, что занятые в них актёры, в особенности актрисы обнаружили до сих пор неведомые зрителю, а может быть, даже и самим себе, необыкновенно яркие грани дарования. Оба спектакля рассчитаны на думающего, любящего театр зрителя. И «Маркиза де Сад», и «Tpи-ses-тры и другие пациенты доктора Чехова» отличаются оригинальностью сценической формы. В то же время это нельзя назвать театром представления в чистом виде из-за глубины проникновения в самые потаённые уголки человеческой природы.
Просто рассказать, как это выглядит, невозможно. Это надо видеть. Его спектакли просто завораживают. Не случайно, когда однажды Ледуховский с его «Модель-театром» принимал участие в IV итальянском фестивале в театре «Сальво Рандоне» (он привёз на фестиваль «Генриха IV» Луиджи Пиранделло. — Прим. авт.), премию за лучший спектакль в нарушение всех правил присудили ему, несмотря на то, что фестиваль национальный!
Сценография Архиповой к спектаклям Ледуховского изысканна, строго функциональна и символична. Особенно это касается цветовой гаммы. Изобретательно используется пространство сцены. Творческое содружество с этим режиссёром Архипова продолжила в Омске, куда их обоих пригласили ставить Чехова. В Смоленском драматическом театре в декорациях Архиповой поставлены мольеровская комедия «Тартюф» (режиссёр А. Лапиков), комедия Р. Ламуре «Супница» (режиссер A. Бибекин), мелодрама А. Касоны «Третье слово» (режиссёр B. Прокопов), комедия Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (режиссёр Ю. Клепиков). 27 марта 2005 года, состоялась премьера игры в фарс М. Фрейна «Шум за сценой» (режиссёр С. Назиров).
В том же году премьерой грибоедовского «Горя от ума» отмечалось 225-летие Смоленского театра. Автор сценографии к комедии — также художник Светлана Архипова. Потом были ещё «Сирано де Бержерак» Ростана, «Приглашение в замок» Ж. Ануя, «Простое вредство» В. Ольховского (по мотивам произведений Н. С. Лескова).
За оформление студенческого спектакля «Аленький цветочек» в постановке главного режиссёра театра Виктора Прокопова С. В. Архипова получила приз за лучшую сценографию сезона 2006-2007 гг.
Все эти очень разные и по теме, и по интонации, и по режиссёрскому подходу к материалу спектакли очень красивы. При этом эстетизм для Архиповой ни в малой мере не является самоцелью, как трудно её заподозрить и в стремлении к самореализации. Ее творческий принцип — работать в одной связке с режиссером, способствовать как можно более полному и выразительному воплощению его замысла.
«Как правило, прочитав пьесу, имеешь какой-то свой взгляд, — говорит художник, — и если он совпадает с режиссёрским, замечательно. Но если не вполне совпадает, ссор лучше не устраивать. Потому что это неизбежно послужит только во вред спектаклю. На моё счастье, как-то всегда удавалось находить общий язык».

Светлана Романенко, 14.07.2007



Rambler's Top100
www.theatre.ru
На главную