<< Ревизор (Смоленский драматический театр)

Новый взгляд на «Ревизора»

Смоленская газета

«Осенняя пора, очей очарованье!» — писал А. С. Пушкин. В октябре 1835 года Николай Васильевич Гоголь в письме Пушкину просит: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. ..». Известно, что именно Пушкин подал Гоголю первую мысль о «Ревизоре»: рассказал ему о некоем Павле Свиньине, который, приехав в Бессарабию, выдавал себя за важного петербургского чиновника.
В 2009 году исполняется 200 лет со дня рождения Н. В. Гоголя. Поэтому многие театры открывают театральный сезон постановками по гоголевским произведениям.
17 октября в Смоленском драматическом театре имени А. С. Грибоедова состоялась премьера спектакля «Ревизор». Режиссёр-постановщик — Анатолий Ледуховский, уже ставивший в нашем театре спектакли «Маркиза де Сад» Юкио Мисимы, а также «Три-ses-тры и другие пациенты доктора Чехова». Но «Ревизор», на мой взгляд, самая удачная работа талантливого режиссёра.
Яркие костюмы, необычная сценография Светланы Архиповой. Всюду элемент неожиданности, который порой ввергает зрителя, привыкшего к традиционной трактовке пьесы, в состояние шока. Например, на сдаче спектакля после объявления: «К нам едет ревизор!» — и ответной реакции действующих лиц декорация сменяется, и на заднике сцены появляется огромный портрет Н. В. Гоголя с зажжёнными церковными свечами. На премьере портрет писателя был сдвинут в угол, и свечи уже не горели. Впечатление, что Николай Васильевич с чуть лукавым выражением лица как бы подглядывает за происходящим на сцене.
В спектакле появляются действующие лица, которых нет в пьесе. Очень яркий пример — жена Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина (засл. арт. РФ Галина Круть). Причём супруга судьи даже чересчур разговорчива, ведёт себя экспрессивно, так что создаётся впечатление, что Аммос Федорович у неё под каблуком.
Актёры играют с большим мастерством. Особенно стоило бы отметить исполнителей главных ролей: Игоря Голубева (Хлестаков), Инну Флегантову (Марья Антоновна), заслуженную артистку России Елизавету Зима (жена, Городничего), Олега Кузьмищева (Городничий), да и многих других. Актёрам удалось и вписаться в достаточно авангардную постановку, и в то же время передать соль гоголевской пьесы. Например, Анна Андреевна в исполнении Елизаветы Зима изворотливая женщина, которой удаётся и пококетничать на всякий случай со столичной особой, и ловко выкрутиться из компрометирующей ситуации. При этом она успевает прочитать нотацию своей довольно ветреной дочери и отвлечь мужа-рогоносца известием о «выгодном» предложение Хлестакова.
Финал пьесы режиссёром изменён. Спектакль не заканчивается немой сценой, последовавшей вслед за известием о приезде настоящего ревизора. После чтения письма другу Тряпичкину укатившего Хлестакова догоняют, возвращают назад и жестоко с ним расправляются. После чего слесарша Февронья Петровна (актриса Полина Силина) заметает его тело белым снегом.
М. Е. Салтыков-Щедрин писал об огромном воздействии «Ревизора» на публику. По его словам, зритель уходит из театра «совсем не в том спокойном состоянии, в каком он туда пришёл». Мысли его возбуждены, возникает ряд вопросов, вызывающих умственную работу. Как ни крути, «Ревизор» Ледуховского тоже не может не вызывать вопросов и эмоций у зрителей.

Светлана Романенко, 7.11.2008




1 | 2
Rambler's Top100
www.theatre.ru
На главную