Авторская методика преподавания для художников и технологов сцены.

Симпозиум в рамках проектов Комиссии по образованию (EduCom) Международного Центра OISTAT Москва, 23-27 апреля 2009

oistat

Школа-студия (ВУЗ) им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова
Симпозиум собрал делегатов из 17-ти стран: Швеции, Турции, Кореи, Австрии, Бельгии, Америки, Новой Зеландии, Филиппин, Венгрии, Великобритании, Тайваня, Болгарии, Китая, Финляндии, Германии, Сербии, Нидерландов. Тему встречи предложила российская сторона, так как отечественная школа преподавания художников и технологов сцены всегда ориентирована на личность мастера, на его дарование, творческую индивидуальность, методику преподавания. 
Программа строилась таким образом, что утро и день были отданы видео-презентациям и докладам, бизнес-встречам и дискуссиям, проходившим в здании СТД РФ, а вечер — посещению спектаклей студентов-сценографов, мастер-классам, визитам в мастерские художников и посещению театрального закулисья.
Презентации иностранных докладчиков охватывали преимущественно две актуальные темы. Одна из них — внедрение Болонского процесса — создание единого пространства высшего образования в Европе. Эту проблему затрагивали доклады: Markku Uimonen из Финляндии, который рассказал о системе преподавания сценографии в театральном институте Хельсинки, а также о программе международного обмена студентов, Christian Van Goethem из Бельгии, который обозначил ряд научных исследований, направленных на методику определения баллов, получаемых студентом по окончании художественного или театрального ВУЗов и их соотношение с системой, принятой по Болонскому процессу. Другая тема, которой, так или иначе, коснулись в своих презентациях некоторые докладчики — это освоение сценографами новых пространств и даже, о чем сообщил Radivoje Dinulovitch из Сербии, замена в иных образовательных программах термина Stage design (сценография) на Scene design (дизайн среды). Ту же идею содержало выступление Michael Spencer из Лондона, который проводил интересные эксперименты со своими студентами, исследуя различные внесценические пространства, помещая персонажей в нетипичную для них среду (например, Офелия в общественном транспорте). Также в рамках встречи прозвучал интересный доклад Emilio Infante с Филлипин о преподавании сценографии и театральных технологий в Манилах. Специфика состояла в том, что большое внимание уделяется привлечению зрителя, например организация mall show — коротеньких представлений в торговых центрах. А студенты, помимо стандартного набора дисциплин, обучаются работе с программами графического дизайна и проектирования. Это дает возможность еще в стадии ученичества работать на корпоративных мероприятиях, телевизионных шоу и т.д. Презентация сценографа Bernhard Kleber из Австрии поведала о системе обучения в венском Университете на кафедре сценографии и киноискусства, которую он возглавляет. Студенты, начиная учебу на курсе изобразительных искусств, вольны в процессе обучения переориентироваться как в область сценографии, так и в смежные области искусства. Презентация венгерки Judit Csanadi — демонстрация опыта ее мастерской, который заключается в следующем: студенты выбирают персонажей чеховских пьес (не называя их), затем отбирают пять произвольных видеосюжетов — картинок или фотографий, которые, на их взгляд, наиболее полно характеризуют персонажи, а потом с использованием этих образов создают макет. Завершенный макет должен предлагать разгадку выбранных чеховских героев и самой пьесы.
Российская часть презентации охватила четыре составляющие спектакля: свет, грим, костюм и сценографию. О методике преподавания художникам по свету в Школе-студии МХАТ рассказала Елена Древалева, о преподавании основ искусства грима на факультете сценографии РАТИ-ГИТИС Наталья Остроумова, об уникальном (единственном в России высшем учебном заведении с подобной специализацией) факультете художников и технологов костюма — Екатерина Устинова и Ольга Никитина, об обучении художников-сценографов на кафедре сценографии во МХАТе по авторской программе Олега Шейнциса и под нынешним руководством Станислава Бенедиктова — Мария Утробина. Видеоряд этих презентаций: макеты, эскизы декораций, костюмов российских студентов, история гримов и масок, были убедительны и представляли точно отобранные коллекции. 
Вечерняя программа была перенасыщена, а упрек одного из участников «…я так и не видел Красной площади» не вызвал сочувствия у остальных делегатов…, столь увлекательны и разнообразны были предложенные российскими коллегами мероприятия. Судите сами: экскурсия по театру «Школа драматического искусства», архитектурный проект которого получил специальный диплом Пражской Квадриеннале 99, которую провел директор театра Алексей Малобродский, мастер-класс Дмитрия Крымова (также, вместе со студентами, лауреата Пражской Квадриеннале 03), студенческий спектакль «Призраки Шекспира», который был придуман и сыгран студентами 4 курса факультета сценографии РАТИ-ГИТИС под руководством режиссера и педагога Анатолия Ледуховского, вернисаж посмертной юбилейной выставки Олега Шейнциса в Новом Манеже, посещение постановочного факультета Школы-студии МХАТ отделений сценографов (благодарность Виктору Шилькроту, Алексею Кондратьеву и Виктору Шикину) и художников по костюму (благодарность руководителю курса Виктории Хархалуп), предваренное радушным приветствием ректора Анатолия Смелянского, путешествие по закулисью МХТ им. Чехова с «проводником» сценографом и педагогом Екатериной Кузнецовой, экскурсия в музей-квартиру Вс. Мейерхольда и увлекательный рассказ заведующей филиалом Натальи Макеровой, знакомство с творчеством Вячеслава и Анны Колейчук на выставке «Живая графика»… Отдельным неформальным мероприятием стал прием в легендарной мастерской на Поварской Бориса Мессерера — Председателя Российского центра OISTAT. Инсталляцию из собственноручно изготовленных маэстро тарталеток с икрой, селедочкой и красной рыбой, а также традиционным русским напитком наши гости не забудут никогда…
Итогом этого мероприятия можно считать поднятие престижа российской школы сценографии, а также восстановление активности Российского центра OISTAT, который с конца 80-х годов условно являлся членом Международного центра OISTAT(напомним, что последняя встреча была организована СССР в тогда еще советском г.Тбилиси в 1987 году), обозначение творческих контактов в сфере профессионального образования художников и технологов театра, анонсирование ярких имен и знаковых личностей отечественной театральной культуры, и, конечно же, подтверждение высокого статуса Союза театральных деятелей России — главного организатора и идеолога этой актуальной и значимой встречи.


Куратор мероприятия
ответственный секретарь Российского центра OISTAT Инна Мирзоян

Инна Мирзоян, 27.04.2009




1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12
Rambler's Top100
www.theatre.ru
На главную