И один потрясающий спектакль…

Всего четыре актера.
Всего два стула и фортепиано.
И один потрясающий спектакль.

Смотреть спектакль «Маска» можно тысячу, миллион раз и постоянно удивляться, как же тонко продуманы, глубоко прочувствованы каждая сцена, каждая фраза. Это вовсе не апелляция к субъективно пережитому опыту, это то, как это произведение искусства должно восприниматься.
Премьера «Маски» состоялась в 2011 году в Домашнем театре в Доме Щепкина. Этот театр любопытен тем, что он невероятно мал в пространственном отношении, но чрезвычайно уютен, тем самым, абсолютно оправдывая свое название. Зритель в буквальном смысле как дома может повесить свое пальто в шкаф, выпить чашечку чая со сладостями и после небольшого отдыха, перейдя в небольшую залу, преступить к просмотру спектакля в кругу замечательных людей.
Этот дом-театр был создан в 2008 году и его создателем и по совместительству главным режиссером стал Анатолий Ледуховский, известный прежде как художественный руководитель «МОДЕЛЬТЕАТРА». В его постановках на сцене Домашнего театра задействованы главным образом актеры «МОДЕЛЬТЕАТРА».
Спектакль «Маска» поставлен по мотивам одноименной повести Станислава Лема. В нем живут всего четыре актера, живут другими жизнями всего полтора часа, но создается ощущение, что это длится невероятно мало, особенно когда смотришь постановку второй раз. Спектакль насыщен действиями: актеры и потрясающе поют, и играют на фортепьяно, и танцуют. Это, безусловно, помогает зрителю легче воспринимать произведение при всей его очевидной сложности.
Пересказывать сюжет повести, а тем более спектакля, нет смысла, к тому же действия происходят практически четко по тексту. Стоит только сказать, что режиссер, поделив повествовательный текст, который велся в художественном произведении от лица главной героини (Она), среди подразумевающихся действующих лиц. И в спектакле появляются Оно, Свой, Чужой. Сначала перед нами предстают Она в милицейской форме (Юлия Богданович) и Свой в роли следователя (Ильдар Аллабирдин). В ходе развития сюжета мы знакомимся с Оно также в милицейской форме (Мария Галкина) и Чужим (Юрий Агений), что любопытно уже в адмиральском военном мундире. Мы можем предположить, что подобный выбор костюма помогает зрителю идентифицировать героя как персонажа отличного по своим функциям от других. Он и введен в повествование как некоторый «разоблачитель»: он увидел то,чего не должен был видеть.
Главная тема «Маски» как произведения и литературного и театрального — проблема идентичности «Я», проблема поиска личности себя. Писателю донести до читателя то, что он хотел сказать, не так сложно, как режиссеру — до зрителя. А. В. Ледуховский выбирает в качестве подходящего процесса, когда человек должен вспомнить и рассказать все его мучавшее, разговор со следователем. Именно в ходе беседы Она начинает размышлять, что не знает, кто и для чего она. Следователь помогает ей найти мотивы совершенного ею против себя преступления. В результате расследования они находят ее Альтер-Эго и ее же любовь.
Актеры работают безупречно. На такой маленькой сцене, на которой стоят всего два стула и поодаль фортепиано, и расстояние от которой до зрительного зала около нескольких метров, лучше можно разглядеть недочеты актерской игры, если таковые, конечно, имеются. На такой маленькой сцене, кажется, нельзя сделать то, что сделали актеры. Юлия Богданович — исполнительница главной роли в «Маске» — «Она» — поистине украшение спектакля. Она мастерски танцует то одна, то в дуэте с напарницей Марией Галкиной — это своего рода «пластическое решение» изобразить действие произведения. Оба танца исполняются под современную песню, которая, на первый взгляд, не встраивается в контекст спектакля, выбивается из общей цепочки смыслов. Создается ощущение, что с помощью такого приема режиссер как бы «перекидывает мостик в современность», ведь не только музыка модерновая, но и танец. Любопытно, что хореографом-постановщиком танцев был исполнитель роли Чужого — Юрий Агений. 
Необычайно прекрасна в спектакле музыка, написанная и исполненная Марией Галкиной. В одном из драматичных моментов повествования актриса играет невероятно проникновенную мелодию, которую в профессиональном плане стоит отметить отдельно. Кроме всех перечисленных талантов актеров, есть еще один: Юлия Богданович и Мария Галкина в спектакле поют. Поют они настолько академично, настолько профессионально, настолько по-разному, что в один миг ты слушаешь джазовое исполнение, в другой — нечто близкое к опере; сначала песня звучит на русском языке, потом она же - на английском, другая же и вовсе — на французском. Наверное, для придания лиризма.
«Маска» — это все-таки психологическое произведение, поэтому для лучшего воздействия на зрителя режиссер играет со световыми и звуковыми эффектами. Совершенно определенно можно сказать, что норма с выключенным в зале светом не выдерживается: создается ощущение напряженности, страха. Режиссер играет со светом в сцене разговора главной героини с Чужим: цвет освещения меняется на красный, который передает драматизм и трагичность ситуации. Звуковые эффекты также психологически воздействуют на зрителя: в начале и в конце спектакля при выключенном свете мы слышим неприятный для человеческого уха звук, ассоциируемого как звук приземляющегося летающего объекта. Безусловно, это уже настраивает зрителя на просмотр фантастического произведения. Но к звуковым эффектам также хочется отнести профессиональную работу актрис с собственным голосом: они гениально изобразили невообразимые вещи.
После просмотра «Маски» театральное искусство начинаешь ценить особенно!

Дарья Коржова, 21.05.2013




1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12
Rambler's Top100
www.theatre.ru
На главную