Film noir

«Васса», «Ведогонь-театр», Зеленоград

Maskbook

Первое, что видит зритель, приходя на «Вассу» — это занавес с фотографией Горького в окружении актеров Ведогонь-театра (или членов семьи Железновых?). Так часто при взгляде на старые снимки, хочется угадать: что прячется за счастливыми лицами на выцветшей карточке? Какие тайны, какие страсти?
За занавесом скрывается черная сценическая коробка с широким дверным проемом. Гулкое эхо, звон фарфоровых чашек, стук каблуков и громкий инфернальный смех служанки Дунечки – длинноногой красавицы в ярком кокошнике – то ли Россия-матушка смеется, смотря на игры своих чад, то ли смерть пришла потешиться над тем, как люди преждевременно сживают друг друга. Где-то там, за стеной, умирает Захар Иванович Железнов. Умирает и никак умереть не может, потому что смерть слишком занята другой работой: убить внебрачного ребеночка Семена, хозяйского сына, устранить служанку Липу, которой не удалось отравить Прохора Ивановича. По числу сценических и внесценических смертей спектакль может поспорить если не с трагедиями Шекспира, то с детективами Агаты Кристи.
Пьеса Горького поставлена Анатолием Ледуховским в стиле фильма-нуар: темная сцена, освещенная косыми лучами холодного света, переплетение теней, стильные костюмы в черно-белой гамме, строгий ритм спектакля, подчиненный мерному качанию часового маятника, нарастающий саспенс, жесткая и выверенная игра актеров. Нуар любит блондинок – такова и главная героиня спектакля – умная, циничная Васса (Наталья Тимонина). Она все держит в своих руках, глава семьи – но семьи уже нет. Уклад разрушен, обеденный стол отодвинут в сторону. Только поминки по отцу семейства Захару Железнову собирают всех рядом, но единения не случается – снова только ссоры, интриги и драки. Васса не пытается склеить то, что разрушено – она уже махнула рукой на инфантильных сыновей (какими еще они могут быть при такой-то матери?), но мертвой хваткой вцепилась в дело. Так же она хватается и за жизнь, которая от нее ускользает. Васса не может пройти мимо зеркала и часто поправляет прическу, макияж – чувствует, что красота, сила, молодость уходят и надо спешить. В темном старинном шкафу накопились грехи и с тряпки, которой брезгливо вытирают руки, уже не смыть крови. Инфаркты сжимают сердце, и не хватает воздуха.
«Кто сильнее – тот и прав» — так мог бы звучать жизненный принцип Вассы. Даже мужа, который ее беременную не жалел, она оправдывает: распутничал, зато какой мужик был! Слабых она презирает и давит как мошек. Нет, она не злая, просто никогда не знала любви и не умела любить других. Решила принести в жертву Делу свою семью и поплатилась за это: в финале дочь безжалостно убивает Вассу, чтобы получить наследство. Змея проглотила змею. Fine.

Маргарита Лялинская, 18.04.2014




1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12
Rambler's Top100
www.theatre.ru
На главную