<< Анатолий Ледуховский

А подать сюда Гоголя

Новости Смоленска #41(80)

Итак, к нам приехал «Ревизор». Спектакль, поставленный на сцене смоленского драмтеатра известным эксцентриком Анатолием Ледуховским — странный и неоднозначный. О нем, наверное, долго будут говорить в городе. Комедия? Но тогда почему, когда падает занавес, зритель не то что не улыбается — он смахивает слезы…

Вместо традиционного гоголевского шаржа нам преподносят жутковатую и завораживающую историю. Пустое пространство сцены то затапливает волнами красного света, то его освещают дрожащие огоньки свечей. И - полутьма, в которой будет бродить по городу голодный и замерзший Хлестаков (Игорь Голубев) — хвастливый, легкомысленный питерский повеса, который растратил отцовские деньги и попал в переделку. Он так и не поймет до конца, что с ним произошло и за кого его принимают перепуганные чиновники. Он играет по правилам этого уездного города, играют и чиновники… Собственно, фабула гоголевской пьесы сохранена и даже дополнена: несколько новых сюжетных ходов и новые персонажи: у каждого персонажа есть супруга. Забавная игра неожиданно обрывается. А после все в этом городе будет по-прежнему. Только сначала снег покроет три жалко скрюченных тела, придет на цыпочках дворник, молчаливый ангел смерти с метлой, а бывшая невеста Хлестакова будет медленно и безмолвно идти вперед, сквозь снег, как слепая, вытягивая перед собой руки. И со светлой и бесчувственной полуулыбкой демиурга будет смотреть сверху задумчивый Гоголь…

Анатолий Ледуховский:"Гоголь смотрит и думает: «Вы что, с ума сошли?»

Вот что рассказал о своем детище его создатель Анатолий Ледуховский, с которым мы побеседовали накануне премьеры.
 — Анатолий Владимирович, сложно ли было ставить спектакль по пьесе, которую сыграли уже тысячи раз… за последние 200 лет?
 — Идея принадлежит директору театра Людмиле Судовской. Да, у нас всех было много сомнений: свежее прочтение этой пьесы — это очень трудно, потому что здесь довлеет штамп, связанный еще со школьной трактовкой «Ревизора», с тем, как раньше ставили его академические театры. Найти небанальный ключ к этой пьесе сложно, но у нас с художником Светланой Архиповой, как мне кажется, это получилось.
 — У вас в спектакле задействована чуть ли не вся труппа…
 — Да. Потому что мы ввели новых персонажей. Но это еще не все. Обычно «Ревизора» представляют как карикатуру, какие-то жанровые сценки, но мы пошли другим путем, у нас иное видение. В итоге получилась лирическая трагикомедия. Там много любви. Мы попробовали сделать живыми людьми всех персонажей пьесы. У каждого из них своя история. Все они люди, которых можно если не оправдать, то хотя бы пожалеть и понять.
 — Минимализм декораций можно назвать вашим «фирменным» стилем, стоит вспомнить вашу «Маркизу де Сад», спектакль «Три ses-тры и другие пациенты доктора Чехова»…
 — Дело в том, что над всеми этими вещами мы работали вместе со Светланой, и это ее заслуга. В «Ревизоре» Архипова вновь выбрала аскетичный путь, зная мои привязанности и предпочтения. По-моему, получилось очень красиво, несмотря на то, что здесь мы зашли еще дальше, чем в предыдущих спектаклях: вообще ничего на сцене не оставили! (смеется). Зато там всегда чувствуется присутствие Гоголя — вот как на афише, которую тоже нарисовала Светлана Архипова.
 — Сколько времени ушло на работу над спектаклем?
 — Ваш театр потрясающий: мы поставили спектакль всего за месяц. Думаю, больше ни в одном театре такого не получилось бы. Я имею в виду работу с актерами — отличная труппа.
 — Кстати, костюмы в этом спектакле вряд ли созданы в рамках минимализма, притом что персонажи носят одежду разных эпох…
 — Это все переплетается так, как и в жизни все переплетено. Наши костюмы — это скорее стилизация под XIX век. Реверанс той эпохе. Я думаю, с тех пор у нас ничего не изменилось, кроме каких-то внешних реалий. Просто так повелось, что тогдашние люди представляются нам какими-то вычурными персонажами, неестественными. А мы постарались сыграть пьесу так, как если бы это все происходило сегодня. Это попытка взглянуть на сегодняшний мир глазами Гоголя. Как будто он смотрит и думает: «Что они, с ума сошли, что ли, играть это все сегодня, когда двести лет прошло?!» А на самом деле люди с тех пор изменились меньше, чем кажется. Мы в спектакле пытаемся понять, что происходит с человеком, когда он получает власть? Все глупости и даже преступления — они все людьми совершаются, а не функционерами, скажем так. Ведь каждый чиновник вчера им не был. Вы представляете, что сразу родился готовый дяденька в погонах, с лысиной и в пенсне?! Вчера человек не был губернатором, а вот сегодня стал. Вчера не был президентом, а сегодня стал. Что с ним произошло после этого? Отчего-то, становясь такими, люди меняются. Это очень характерно для нашего менталитета. Это случается, когда человек получает власть. Любую. Даже если он стал начальником цеха уборщиц. 
 — Из этого правила, по-вашему, нет исключений?
 — Есть! Вот Света Архипова не так давно стала главным художником театра. Но я пока не заметил в ней таких изменений (улыбается). Это, кстати, дебютный спектакль для Светланы как для главного художника…
А что касается чиновников — все они люди со своими слабостями, привычками. Вот представьте, президент приходит домой, он же там отец и муж, он, как простой человек, пришел с работы, он беседует с женой, ужинает, идет в туалет, может что-то напевает в душе… Представьте любого чиновника в быту, какие-то домашние сценки — и он станет для вас живым. Да он такой и есть. И он заслуживает сочувствия. Каждый человек заслуживает сочувствия. ..

Авторы: Екатерина Валентинова/Инна Петрова

20.10.2008




1 | 2 | 3 | 4 | 5
Rambler's Top100
www.theatre.ru
На главную