<< Анатолий Ледуховский

«Дом-2»: продолжаем разговор

«Смоленская газета»

Сильно удивился, когда мне предложили поучаствовать в обсуждении телепроекта «Дом-2». Мне казалось, что тема эта уже перестала быть актуальной, что к этому проекту уже все давно привыкли, как привыкли к бесконечной череде пошлых сериалов, и перестали обращать на эту передачу внимание, кроме отдельных любителей подобного формата.

И тем не менее…
Мне кажется, что проблема этого шоу заложена гораздо глубже, нежели сам «ужасающий» факт наличия его на телеэкране. Наивно думать, что с закрытием этой передачи мы заживём счастливо. Ещё наивней думать, что нас пытаются оболванить и заставить полюбить пошлость какие-то злые дяди или, что ещё наивнее, враги нации: достаточно сложно заставить наш многострадальный народ за закрытыми собственными дверьми делать то, что желают власть имущие. 
Я уверен, что интерес к подобным передачам лишь… поощряется. Мы сами готовы смотреть такое. Я говорю «мы», подразумевая и тех, кто эту передачу смотрит, и тех, кто не смотрит. Ведь мы в этом обсуждении участвуем, а значит, хотя бы раз, хоть одним глазком её смотрели.
Сознание народонаселения спит, оно не обременено глубиной мыслей, которые находятся в области решения простых человеческих проблем и потребностей. Души пусты и требуют заполнения. Эта проблема, скорее, физиологическая, часто неосознанная, и она заполняется (как правило, инстинктивно) тем, что попадается под руку и является наиболее доступным. Сейчас это «Дом-2», а раньше бабушки и тётушки выходили на улицу и обсуждали у подъезда подсмотренное в соседскую замочную скважину. Сейчас уже не те подъезды, но зато есть «Дом-2». И винить в этом людей нельзя. У большинства нет своей жизни — они одиноки! Даже находясь в семье, всё равно одиноки, отсутствует общность интересов, желаний, побуждений, им некуда себя применить. Внутри пустота, которую нечем заполнить, а тут тебе предлагают такую череду событий и приключений, не выходя из дома.
Думать, что «Дом-2» смотрит только молодёжь, тоже наивно. Мои соседки по лестничной клетке каждый день пребывают в ожидании очередной серии не только сериала, но и «Дома-2», а дамам этим — кому за 50, а кому и за 60 лет. И они с энтузиазмом проводят часть ночи у экранов телевизоров, чтобы днём по телефону обсудить события шоу с подругами. И процент их велик. Можно сколько угодно говорить о падении нравов молодёжи, но тогда как объяснить интерес к подобным передачам старшего поколения? Ведь нельзя судить об аудитории только на основе исследования интернет-форумов — большей части народонаселения этот вид связи на территории нашей страны, увы, недоступен, и это очень небольшая часть аудитории в масштабах страны. Знаю наверняка, что перенос «Дома-2» в ночное эфирное время стал настоящей трагедией для моих соседок, ведь им пришлось перестраивать всю свою жизнь, и они это сделали!
Последние 12 лет я преподаю на факультете сценографии в ГИТИСе и имею впечатление о молодёжи не понаслышке. Так вот, никто из моих студентов «Дом-2» не смотрит, и не потому, что я это запрещаю. Просто их жизнь настолько насыщена своими собственными событиями и впечатлениями, она настолько загружена работой и творческими исканиями, что потребности в такого рода передачах просто нет. Конечно, мне могут возразить, что студенты театрального вуза — это особая статья. Но я не понимаю, почему нельзя сделать интересной жизнь студентов не театрального вуза? А почему нельзя сделать интересной жизнь целого народа?
В октябре меня пригласили на встречу со студентами одного из ведущих смоленских вузов. Я далеко не сразу согласился, будучи уверенным, что моя скромная персона вряд ли интересна нынешней студенческой аудитории, большая часть которой никогда не была в театре и с моими спектаклями незнакома. Своими сомнениями поделился с организаторами вечера. Меня долго уверяли, что они сделают всё, чтобы аудитория была, что студентам организуют коллективный поход хотя бы на один из моих спектаклей. Я освободил время, специально на день раньше приехал из Москвы и… оказался в полуразрушенной студенческой аудитории, в которую организатору с трудом удалось затащить случайно проходивших мимо трёх студенток. Вы можете сказать, что вот она, современная молодёжь, и будете неправы. Сами организаторы-педагоги неспособны этих ещё совсем детей хотя бы собрать. Они не могут даже собрать себя, ведь в наш театр они тоже почти не ходят и сами не посмотрели ничего из моих спектаклей перед нашей встречей, ссылаясь на занятость. Вы думаете, студенты этого не замечают? Мне достаточно было с этими тремя девчонками провести полчаса, чтобы заинтересовать их театром, но они выйдут из аудитории, пойдут по этим обшарпанным учебным коридорам к безразличным к их судьбам педагогам и о театре уже не вспомнят.
И так везде. Дети не появляются ниоткуда, они не вырастают внезапно, они учатся у нас, они копируют нас, поэтому, когда молодёжь смотрит «Дом-2», она смотрит его вместе с нами.
И проблема эта не только общероссийская. «Дом 2» — это даже и не наше изобретение. Это шоу смотрят во многих странах мира: и в Польше, и в благополучной Германии, и во Франции, и в Прибалтике… Называется оно везде по-разному, но суть одна. Люди всей планеты заражены вирусом одиночества, оторваны от реальной жизни, неспособны сами её организовать.
Иногда, общаясь с некоторыми представителями творческой интеллигенции Смоленска, слышу: если человек вырос и не уехал отсюда — он неудачник. Не понимаем, зачем вы из Москвы приехали в Смоленск?.. Слышать это горько, но это правда. Жизнь в Смоленске скучная, однообразная, народ на улице мрачный… Но если вы думаете, что в Москве по-другому, вы ошибаетесь. Эта проблема общероссийская. А «Дом-2» — это всего лишь таблетка, изобретённая далеко за границей, выпив которую, больной на время чувствует себя лучше, но к этой таблетке быстро привыкаешь, и требуется следующая доза…
А теперь давайте с вами поговорим об особенностях нашей русской души, которая, оказывается, так слаба в схватке с такой, в общем-то, пустячной передачкой, как «Дом-2».

Анатолий ЛЕДУХОВСКИЙ, режиссёр, педагог, доцент кафедры сценографии РАТИ-ГИТИС, главный режиссёр Смоленского драматического театра им. А. С. Грибоедова








Анатолий Ледуховский, 3.12.2009




1 | 2 | 3 | 4 | 5
Rambler's Top100
www.theatre.ru
На главную